Маркировка БАД выводит производителей из тени
Увеличение спроса на биологически активные добавки (БАД), который наблюдается последние годы, спровоцировал рост количества контрафактной продукции. Так, в 2022 году, порядка 45% биодобавок, или более 460 млн упаковок, оказались поддельными или ввезенными в страну нелегально. Решить эту проблему призвана маркировка БАД, которая стала обязательной для всех поставщиков с 1 октября. Эта программа уже демонстрирует свою эффективность: число компаний, зарегистрированных в государственной системе маркировки, оказалось в 3 раза больше, чем ранее было в Едином реестре свидетельств о государственной регистрации[1].
За последнее пятилетие рынок БАД ежегодно показывал стабильный почти 20% рост, и по оценкам экспертов его объем к концу 2022 года составил порядка 120 млрд рублей[2]. К концу этого года также прогнозируется увеличение на 15%. Специалисты объясняют это тем, что россияне стали больше внимания уделять своему здоровью и обращать внимание на необходимые им нутриенты.
Елена Неволина, исполнительный директор Ассоциации индустрии товаров для здоровья: «В этом году «Рамблер» провел опрос 200 тыс. россиян об иx отношении к БАД, который показал, что 81% верит в пользу биодобавок. Более половины респондентов ответили, что готовы потратить из семейного бюджета на БАД до 3 тыс. рублей в месяц. Примечательно, что 53% респондентов покупают биодобавки в аптеках, несмотря на существующую популярность интернет-торговли, тем самым относясь к ним как к важным товарам для здоровья».
Этот всплеск спроса на БАДы, к сожалению, спровоцировал и рост количества поддельной и контрафактной продукции. Новые правила розничной торговли и отмена нормативных актов, регулирующих обращение биодобавок, продажа этой продукции через маркетплейсы, когда происхождение и качество товара сложно контролировать, также усугубляли ситуацию. В конечном итоге страдал потребитель: некачественные БАДы могут не только оказаться бесполезными, но и причинить вред здоровью. По данным исследования Центра стратегических разработок, каждая третья проверенная биодобавка содержала повышенную дозировку действующих элементов, каждая четвертая не проходила регистрацию, в каждой пятой содержались опасные вещества, запрещенные техническим регламентом ЕАЭС. Это стало ключевой предпосылкой для разработки и внедрения проекта по обязательной маркировке БАД.
Любовь Андреева, руководитель направления БАД товарной группы «Фарма» Центра развития перспективных технологий (ЦРПТ): «Предварительные результаты внедрения цифровой маркировки БАД уже заметны: в системе «Четный знак» регистрируются все новые и новые производители, они начали подавать отчетность в налоговые органы и Росстат, т.е. мы можем говорить о том, что рынок выходит из серой зоны. Сейчас в нашей системе уже 845 производителей БАД, из которых - 738 импортёров. Лидером по объему промаркированной продукции является Новосибирская область – 31% от общей доли промаркированных БАД. Дальше следует Москва – 23%, Алтайский край – 20% и Санкт-Петербург».
Как отмечают в ЦРПТ, в момент начала эксперимента по маркировке БАД в мае 2021 года, он был поддержан крупными поставщиками такой продукции. Многие из них присоединились к пилотному проекту, принимали активное участие в заседаниях рабочих групп, чтобы дать возможность подготовить систему к масштабному внедрению.
Хакан Эртюрк, генеральный директор компании «Солгар» в России и СНГ: «Мы наблюдаем глобальный рост рынка БАД. За последние 10 лет он увеличился с 600 млрд до 1 трлн долларов. Такой существенный рост не может происходить бесконтрольно. Особенно, если речь идет о товарах, оказывающих прямое влияние на здоровье человека. Мы со своей стороны поддерживаем государственные инициативы, направленные на борьбу с серым рынком, и принимали активное участие в пилотном проекте по маркировке. Наша продукция представлена в 70 странах мира, и мы отмечаем, что Россия – первая страна, которая реализует такой нужный и важный проект. Для нас как производителя маркировка не внесла существенных изменений в работе: мы успели хорошо к ней подготовиться. Она также не отразится на стоимости нашей продукции, которая представлена преимущественно в аптеках».
Ожидается, что маркировка БАД будет способствовать уходу с рынка нелегальных поставщиков БАД, а также развитию тех, кто привык работать по правилам, окажет положительное влияние на весь рынок. Эксперты оценивают ежегодный прирост выручки легальных производителей до 5,4 млрд рублей, а объем дополнительных поступлений в государственный бюджет в 2 млрд в год.
Полностью немаркированная продукция должна исчезнуть с рынка к 1 сентября 2025 года. До этого момента аптеки смогут отпускать ранее закупленный товар, на который еще не была нанесена маркировка.
[1] https://xn--80ajghhoc2aj1c8b.xn--p1ai/info/news/rynok-badov-nedootsenili-markirovka-pomogla-vyyavit-v-2-8-raza-bolshe-importerov/
[2] https://crpt.ru/news/1/1806/