Ответственное лечение пациента: взгляд врача и фармацевта
Концепции самостоятельного и ответственного лечения (self-care), разработанной Всемирной Организацией Здравоохранения (ВОЗ), уже 55 лет. Этой дате было посвящено общероссийское национальное исследование, проведенное в ноябре этого года Союзом «Национальная фармацевтическая палата» и Петербургским союзом врачей по инициативе Ассоциации индустрии товаров для здоровья (АИТЗ). Цель исследования – определить отношение врачей и фармацевтов к данной концепции. В масштабном проекте приняли участие около 3300 респондентов из всех регионов страны: 1700 фармработников и 1600 врачей различных специальностей.
Результаты исследования-2023 продемонстрировали, что растет количество респондентов, полагающих, что общий уровень информированности пациента ведет к более эффективному результату лечения. Так, порядка 80% врачей верят в положительный эффект грамотности пациентов в вопросах контроля состояния здоровья при терапии хронических состояний.
По сравнению с прошлым годом, когда впервые проводилось подобное измерение, отношение врачей к деятельности фармработников стало более благоприятным. Если в 2022 году более трети врачей были против того, чтобы фармацевт рекомендовал безрецептурные лекарственные средства, то в 2023 году доля таких специалистов снизилась до четверти. Данные результаты вполне закономерны и логично коррелируются как с нехваткой врачей, так и с возрастающей нагрузкой на работающих специалистов здравоохранения.
В нашей стране безрецептурные препараты традиционно широко востребованы населением, а факт обращения в аптеку не всегда связан с предыдущим визитом к врачу. Статистика говорит о растущей тенденции на самостоятельность людей в выборе лечения (55,5% посетителей аптек очень часто (8 из 10 случаев) спрашивают именно безрецептурные препараты при легких недомоганиях и 12,7% - при каждом обращении в аптеку, в прошлом году общее количество не превышало 50%¹). Согласно данным исследования 90% работников аптек как минимум в 4 из 5 взаимодействиях с посетителями консультировали их по вопросам состояния здоровья. При этом стоит отметить, что подавляющее большинство фармработников считают, что фактически выполняют роль первого контакта с системой здравоохранения для пациента и стараются не только подобрать наиболее оптимальный вариант помощи, но и вовремя направить к узкопрофильному медицинскому работнику. Также большинство фармработников, полагают, что в текущей ситуации, когда система здравоохранения максимально загружена, они могли бы помочь врачу и положительно отнеслись бы к расширению своего профессионального функционала (например, в части получения прав на продление действующих рецептов).
При этом стоит отметить, что врачи все еще не готовы, несмотря на высокую загруженность, делегировать часть полномочий фармспециалистам, считая их квалификацию недостаточной: 33% опрошенных врачей придерживаются такого мнения в отличие от 32% врачей, которые считают, что фармацевты обладают достаточными знаниями для консультирования граждан с легкими недомоганиями. Отчасти такие данные объясняются тем фактом, что более половины врачебного сообщества (52%) вообще не знают, в чем заключается фармацевтическое консультирование.
В свою очередь, сегодня уже более 99% врачей считает самостоятельность потребителей в принятии решений, касающихся собственного здоровья, допустимой в тех или иных случаях (в 2022 году таких было всего 74%¹). По мнению опрошенных врачей, пациент может самостоятельно оказать первую помощь при небольших ушибах и порезах (11,5% врачей), облегчить боль в спине, суставах, головную боль (9,3 %), подобрать средства от легкой простуды (8,6%), аллергии при ранее установленном диагнозе (8,4%) и других состояниях, не требующих обращения к доктору. Только 0,5% врачей считает недопустимым ни при каких обстоятельствах самостоятельный выбор пациентами лекарственных препаратов.
«Роль фармработника в мире существенным образом отличается от страны к стране. Есть страны, где специалисты аптек эффективно интегрированы в систему здравоохранения, фактически выполняя часть задач первичного звена оказания медицинской помощи. Данные, полученные в ходе нашего исследования, наглядно демонстрируют: отечественные фармацевты и провизоры положительно относятся к предложению по расширению своего профессионального функционала и не боятся этого, – отметила Елена Неволина, исполнительный директор Ассоциации индустрии товаров для здоровья (АИТЗ). – Учитывая, что в нашей стране часто именно аптека становится местом первого контакта пациента с системой здравоохранения, логичным шагом будет позволить фармацевтическим работникам брать на себя дополнительные полномочия в вопросах помощи населению».
«Фармацевтическое информирование и консультирование должно стать неотъемлемой частью осмысленного здравоохранения. И здесь очень важно содружественное и правильное взаимодействие медицинских и фармацевтических работников, умение видеть и слышать друг друга, умение говорить на одном языке. Рост осведомлённости врачей в вопросах современной фармации, с одной стороны, и улучшение клинической подготовки фармацевтических специалистов, с другой – это залог успеха в совместной и эффективной работе с пациентом, в формировании устойчивой парадигмы ответственного самолечения», – комментирует директор института профессионального образования Ассоциации врачей первичного звена СИРАНО, д.м.н., профессор Анатолий Стремоухов.
Концепция ответственного самостоятельного лечения может эффективно работать в рамках российского здравоохранения, для этого население должно располагать информацией для принятия решений, касающихся вопросов личного здоровья. Нужны специальные обучающие программы, в том числе и с использованием современных цифровых технологий. Должна кардинально измениться и наполниться новым содержанием роль фармацевта, чтобы он мог стать полноправным специалистом сферы здравоохранения.