Чтобы получить актуальную информацию о размере членских взносов и подать заявку на вступление, отправьте сообщение на адрес info@aitz.ru
ГлавнаяПроекты и мероприятия

Фармработники могут внести весомый вклад в развитие концепции ответственного отношения к здоровью в РФ

Детальная картинка новостей

Исследование, призванное определить значение концепции ответственного отношения к здоровью для потребителей, фармацевтических и медицинских работников, а также выявить барьеры на пути ее внедрения проводилось с мая по октябрь 2022 года по всей России в формате онлайн-анкетирования. В опросе приняли участие около 1000 потребителей, 1500 фармработников и 1450 врачей. Опрос проводился АИТЗ в сотрудничестве с Союзом «Национальная фармацевтическая палата», Яндекс.Маркетом, Российской медицинской академией непрерывного профессионального образования и Петербургским союзом врачей.

Опрос показал, что в России термин «ответственное отношение к своему здоровью» понимается по-своему. В русле общепринятой глобальной концепции он включает разные аспекты, в том числе ответственное самостоятельное использование безрецептурных препаратов и других товаров для здоровья при консультативной поддержке фармацевтов. Однако у российских потребителей он ассоциируется в первую очередь со здоровым образом жизни. Так, самые важные, с их точки зрения, составляющие – контроль продолжительности и качества сна, а также здоровое питание (очень важно или скорее важно для 76% и 72% потребителей соответственно). В то же время такие элементы ответственного отношения к своему здоровью, как прием витаминов и БАДов, а также диспансеризация, важны лишь для 44% респондентов.

Визит к врачу в России продиктован скорее формальными причинами или уже имеющимися проблемами со здоровьем, чем ответственным отношением к нему: 42% связаны с лечением и контролем хронических заболеваний, о которых пациентам уже известно, и 42% – с оформлением больничных листов. Лишь 29% посещают профилактические осмотры, а 9% вообще не ходят к врачу и лечатся самостоятельно.

Тем не менее при недомоганиях более половины респондентов выбирают лекарственные средства без рекомендации специалистов: 38% действуют самостоятельно, 9% спрашивают совета у друзей или родственников и 8% ищут информацию в интернете. Только 26% обращаются за рекомендацией к врачу и еще 13% консультируются у фармацевта в аптеке.

Как следствие, покупка рецептурных препаратов без рецепта – распространенное явление в России: лишь 41% опрошенных потребителей никогда не приобретали их без предписаний. Из результатов видно, что риски самостоятельного выбора рецептурных препаратов недооцениваются: только четверть респондентов идут на этот шаг в силу того, что не имеют возможности оперативно проконсультироваться с врачом, остальные же 75% руководствуются менее уважительными причинами. Усугубляет опасность и тот факт, что потребители недостаточно хорошо осознают различия между рецептурными и безрецептурными препаратами. Хотя 70% опрошенных потребителей и утверждают, что понимают разницу, называют они чаще всего чисто формальные признаки, в том числе ошибочные (например, 4% сообщили, что рецептурные препараты дороже безрецептурных).

Повышение осведомленности о безрецептурных препаратах стало бы важным шагом по популяризации ответственного отношения к своему здоровью. Статус безрецептурных присваивается только препаратам с высоким профилем безопасности. Опрос показал, что среди фармацевтов практически нет противников самостоятельного выбора пациентами безрецептурных лекарств: только 2,6% считают, что этого нельзя допускать ни при каких обстоятельствах. Совсем другая картина среди врачей: около четверти из них считают самостоятельный выбор БАДов и безрецептурных средств небезопасным. Однако большинство как врачей, так и фармацевтов понимают важность консультирования: 2/3 фармацевтов и около половины врачей полагают, что перед самостоятельным применением безрецептурного препарата нужно посоветоваться со специалистом, будь то фармацевтом или врачом. Поэтому важно повышать доступность и качество консультативной поддержки, и в отношении безрецептурных препаратов основная нагрузка ложится именно на фармацевтов как специалистов первой линии.  

Фармработники готовы оказывать эту поддержку: 95% считают консультирование своей профессиональной обязанностью. 2/3 опрошенных фармацевтов полагают, что даже при покупке безрецептурного препарата нужна консультация со специалистом, и готовы оказывать эту помощь. Ситуация для этого в целом благоприятна, поскольку 88% потребителей доверяют фармацевтам, хотя и недостаточно осведомлены о их роли (37% ошибочно думают, что фармацевт может ставить диагноз при легких недомоганиях).

В то же время исследование показало, что роль фармацевтов в системе здравоохранения сильно недооценивается. 52,6% врачей не знают, что такое фармацевтическое консультирование, а около трети называют недопустимой ситуацию, когда фармацевт рекомендует посетителю безрецептурное средство, и считают это исключительно своей прерогативой.

«Фармацевтические работники могут заметно способствовать развитию концепции ответственного отношения к здоровью в России», – говорит исполнительный директор Ассоциации индустрии товаров для здоровья (АИТЗ)– Однако для этого необходимо повышать осведомленность об их обязанностях как консультантов со стороны пациентов и доверие к ним со стороны врачей. Как следствие, концепция ответственного отношения к здоровью должна быть интегрирована в образовательные программы всех медицинских работников – как врачей, так и фармацевтов. Одновременно необходимы государственные кампании по повышению грамотности в вопросах здоровья среди населения. Принятие этих мер поможет повысить качество здравоохранения, одновременно снижая нагрузку на медицинские учреждения при условии, что население получит необходимые знания по поводу ответственного отношения к здоровью и безопасного самостоятельного выбора безрецептурных препаратов».


к проектам
При использовании материалов сайта ссылка обязательна